Главная -> Общество -> Российский онлайн идет за рубеж

Российский онлайн идет за рубеж

Российский онлайн идет за рубеж

Сегодня, пожалуй, не осталось продуктов и услуг, которые недоступны онлайн. Через интернет можно заказать все: от пиццы и нового мобильника до организации свадьбы или вызова врача. Объемы интернет-торговли растут на зависть большинству других отраслей в российской экономике. 22 процента в плюс только за прошлый год и, по мнению экспертов, в ближайшие 5-7 лет ее темпы не планируют сильно замедляться.

фото: pixabay.com

Наша страна – рынок №1 в Европе, как по распространению интернета, так и по количеству онлайн-покупателей. Вспомним, население России почти 147 миллионов человек. И по данным исследовательской компании Mix Research, 44% из них покупают в сети.

Понятно, что такое количество спроса не только стимулирует развитие отечественных интернет-магазинов и онлайн-сервисов, счет которых России пошел на десятки тысяч, но и привлекает иностранных сетевых ритейлеров. Повышается конкуренция. Увеличиваются издержки. А доходы потенциальных покупателей расти не спешат. Поэтому все чаще проекты в области электронной коммерции, даже крупные и известные, сходят с маршрута гонки за покупателя.

Одной из основных статей расходов для онлайн-продавцов является логистика. Забрать товар на складе производителя, провести сортировку, где-то хранить, комплектовать заказы, организовать доставку, возвраты. Каким образом организовать процесс максимально эффективно и выгодно?

Попробуем разобраться в этом совместно с нашим сегодняшним экспертом Георгием Аликошвили, генеральным директором группы компаний PONY EXPRESS. Этот логистический оператор сегодня является партнером более 700 российских и зарубежных интернет-магазинов:

«Электронная торговля в России начинала свое развитие в другой экономической реальности. Тогда мало кто задумывался о переводе постоянных издержек в переменные. Бурный рост давал возможность интернет-магазинам содержать собственный автопарк и постоянный штат курьеров. Теперь ситуация изменилась. И мы наблюдаем, как все больше не только небольших интернет-магазинов, но и крупных онлайн-ритейлеров отказываются от собственной логистики в пользу профессионального аутсорсинга. Мы видим постоянно растущий спрос на услугу фулфилмент, когда всеми логистическими процессами интернет-торговли занимается логистический партнер».

Грамотно организованная логистика, конечно, важное конкурентное преимущество. Оно дает возможность снизить издержки. Но что может помочь увеличить продажи? В каком бы городе не работал интернет-магазин, географически занутый рынок – всегда конечен. Да, существует своя наработанная лояльная клиентская база, есть определенные объемы продаж. Но для того, чтобы развиваться, необходимо выходить на новые рынки.

Недавно аналитики eBay и Data Insight опубликовали исследование о ежегодной доле роста продаж российских интернет-продавцов за рубеж. Согласно этим данным, за 2016 год российские интернет-магазины отправили за границу 7,9 млн посылок. Это на 22% больше, чем годом ранее. Средний чек составил - 55 долларов. Две трети от этого объема (4,9 млн посылок) отправились в зарубежные представительства крупных ритейлеров, принимающих заказы через локальные домены ( такие как KupiVIP или Ozon). И треть составили продажи небольших интернет-магазинов.

Более половины заказов, отправленных за рубеж мелкими и средними интернет-магазинами, приходится на продавцов из регионов. Учитывая, что внутренний российский рынок очень централизован, можно утверждать, что розничный экспорт является перспективным каналом для региональных игроков, отмечают в Data Insight.

А глава российского eBay Илья Кретов и вовсе заявляет о том, что при благоприятных условиях онлайн-экспорт может вырасти более чем в 25 раз.

Георгий Аликошвили в данных исследования не сомневается.

«Да, были скептики, которые не видели возможностей для онлайн-экспорта. Но мы никогда не были в их числе. Поэтому уже несколько лет активно развиваем свою логистическую базу за рубежом. Открыли логистический терминал в Европе, в Риге, где производим таможенное оформление и обработку грузов наших клиентов, в том числе – интернет-магазинов. Открыты представительства PONY EXPRESS в странах постсоветского пространства, с которыми Россию традиционно связывают торговые отношения. Мы видим, что поток онлайн-экспорта с каждым годом увеличивается, как и востребованность логистических услуг по осуществлению доставок товаров из России за границу. Ведь в развитии розничного экспорта без качественной логистической платформы не обойтись. Уже есть реальные кейсы, когда с помощью логистических услуг PONY EXPRESS наши партнеры расширяли географию продаж и повышали прибыль. Причем это как крупные интернет-ритейлеры, таки и небольшие магазины, - уверяет Аликошвили. - К примеру, мы стали партнёрами компании KupiVip в Казахстане и обеспечили не только доставку товаров по всей территории этой страны, но и организовали выдачу товаров в наших казахстанских экспресс-центрах с возможностью примерки, организовали консультирование через собственный контакт-центр, обеспечили быструю и качественную логистику возвратов. В результате нам и нашим партнерам удалось добиться показателей выкупа на уровне 95%, что является максимальным показателем в индустрии. Или пример сотрудничества с небольшим интернет-магазином косметики из Твери. Компания наладила продажи в Азербайджан. Эта страна в таможенный союз не входит. Но поскольку у нас есть там представительство, мы обеспечиваем партнеру не только доставку и складское хранение, но и сервис таможенного оформления товара. Так что экспорт есть и, уверен, что в ближайшие годы его объемы будут увеличиваться двузначными темпами».

Если говорить о том, что из российских товаров интересно зарубежным покупателям, то исходя из аналитики eBay и Data Insight 40% экспортного потока – это одежда и обувь. Кроме того, за границей из российских интернет-магазинов заказывают товары для дома и интерьера, электронику, книги и игры, автозапчасти и косметику.

Как и любой рынок электронная коммерция сегодня стремится к глобализации. И мы видим, что у российских производителей и продавцов сегодня есть все возможности, чтобы занять свою нишу на рынке глобального е-commerce.